Думаю, будет интересно почитать:
Малый бизнес: зачем он нужен высокоразвитому государству?
Реакция на бурные протесты предпринимателей конца 2010 года в Киеве на Майдане, связанные с принятием Налогового кодекса Украины, четко обозначили, что малый бизнес у нас не нужен не только государству, но и большинству ее граждан. На постсоветском пространстве мелкий предприниматель по-прежнему остается спекулянтом, барыгой, нечестным и жадным, не вкладывающим средства в инфраструктуру, экологию, зато безжалостно эксплуатирующий чужой труд.
Аналогичные настроения прослеживаются и в России и других государствах бывшего СССР. И власть, и народ враждебно воспринимают предпринимателей, как некий чуждый и враждебный стране элемент. Политики популистски зарабатывают очки у избирателей гонениями на «спекулянтов» малого бизнеса, посмевших в очередной раз повысить цены, «потеряв совесть», «забыв о народе».
На Западе же совершенно иначе: в развитых странах существует самый настоящий культ малого предпринимателя. Не случайно 98%-99% американского, европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего».
Роль малого бизнеса для крупнейших держав
Так что же такое малый бизнес?
* По количеству работающих к малому бизнесу относятся предприятия с числом работающих
o до 50 человек в Великобритании;
o менее 100 человек в ЕС (в среднем, от 100 до 250 человек);
o до 500 человек в США.
* Доля малого бизнеса в экономике ведущих стран мира: практически нет таких сфер, которые могли бы обойтись без его продукции и услуг. Можно в качестве примера привести
o Испанию. Доля малого бизнеса в её строительной индустрии составляет 30%, в промышленности – 31%, в судостроении – чуть менее 30%, в сельском хозяйстве – 80% и т.д.;
o Германию, где, вопреки устоявшимся стереотипам и заеложенным мифам, опорой экономики служат не автомобильные монстры, крупные химические или металлургические концерны, а малые и средние предприятия (они составляют 99,7% всех коммерческих предприятий);
* Сколько зарабатывает малый бизнес в ведущих державах:
o в США на малые предприятия приходится почти 35% чистого дохода, 30% всего экспорта;
o во Франции и Германии доля малого и среднего бизнеса в ВВП этих стран почти 50%;
o в Японии им создаётся почти 57% всей продукции в ведущей для страны обрабатывающей промышленности;
o в Италии на него приходится примерно 95% (!) национального дохода.
* Количество вовлечённых в малый бизнес:
o в США на компании с численностью работников менее 250 человек приходится почти 50% занятых в частном секторе;
o в странах ЕС – 70% работающих в негосударственном секторе европейцев – сотрудники МСБ.
* Внимание и помощь государства малому бизнесу. В большинстве стран существуют специальные правительственные органы с широкими полномочиями и не меньшими ресурсными возможностями, отвечающие за его поддержку:
o в Великобритании – Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса;
o США – Администрация малого бизнеса (14 тысяч отделений по всей стране);
o Германии – Генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий.
Все они являются надёжным тылом малых предпринимателей. Заметим, в большинстве стран существует единый орган, оказывающий помощь малому бизнесу, а не множество различных структур, как на постсоветском пространстве.
* «Думай о малом бизнесе больше, чем о населении». Как ни странно и чудовищно для россиян и украинцев прозвучит этот принцип, но он является аксиомой в деятельности многих правительств мира. Причина? Если государство поддержит малый бизнес своего государства – оно автоматически поможет и бюджету страну и ее населению. Поэтому президент США раз в год получает особый доклад «о малом бизнесе»; основным рабочим принципом правительственных учреждений Великобритании является «Думай сначала о маленьких» (Think Small First); * в США после урагана “Катрин”, когда на самом верху обсуждался вопрос, кому помогать в первую очередь: населению или бизнесу, решение было принято в пользу бизнеса. Кстати, когда дошла очередь до распределения помощи непредпринимательскому населению, ее распределяла та самая Администрация малого бизнеса – так как она обладает самой развитой инфраструктурой в стране.
Причины культа малого бизнеса в высокоразвитых странах Запада
Так почему же малый бизнес так популярен в западных странах:
* Создание новых рабочих мест. Как свидетельствует статистика и ленты новостей ведущих СМИ, ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся за счёт мелкого предпринимательства. Понятно, что в этом смысле его роль особенно важна в кризисные годы, а также в депрессивных зонах. Таким образом, малый бизнес помогает выживать в трудные времена миллионам, а значит, способствует ослаблению социальной напряженности в обществе.
* Эффективность малых фирм. Далеко не все знают, что они отличаются высокой эффективностью капиталовложений. К примеру, в американском малом бизнесе она почти в 9 раз выше, чем в сфере крупного предпринимательства. Речь идёт, прежде всего, о технологическом секторе малого предпринимательства. Уместно напомнить, что в последнее время в США почти 55% всех инноваций были созданы именно в этом бизнесе. В малых фирмах внедряется в 17 раз больше нововведений и разработок, чем в крупных предприятиях. В целом, на Западе на технологический сектор приходится до 60% от общего объёма малого бизнеса.
Не случайно так популярной в последние десятилетия становится «японская модель» взаимодействия между малым и крупным бизнесом. Это когда вокруг чуть ли не каждого крупного предприятия создаётся множество мелких фирм и компаний, которые являются его поставщиками комплектующих, обеспечивают ремонтные услуги, отвечают за рекламу и пр.
* Прибыльность. Известно, что малый бизнес зарабатывает больше крупного, в смысле, с каждого вложенного доллара или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей. Вот ещё почему даже в условиях экономического кризиса в той же Германии малое предпринимательство оказалось прибыльным (в 2009 году рост составил 1%). Причём, как писала Deutsche Welle, наиболее успешными были фирмы с числом сотрудников не более 10 человек.
* Особое отношение к труду. В малых фирмах традиционно царит атмосфера творчества, заинтересованности и активности. И это понятно. Работа на себя, а не на того «парня», успех, построенный собственными руками, необходимость самому отвечать за свою жизнь и судьбу близких, кардинальным образом меняет отношение к труду и бизнесу.
* Большая конкурентоспособность. Это проистекает, прежде всего, из-за экономии на масштабах: за счёт меньших издержек, отсутствия лишнего бюрократического аппарата, снижения накладных расходов. Но главный козырь небольших предприятий – это их способность к изменениям. Ведя бесконечную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться, быстро откликаться на изменение рыночной конъюнктуры, быть лучшими, чтобы преуспевать.
* Мобильность. Благодаря своим малым формам они быстрее реагируют на всё убыстряющиеся перемены на рынках, легче проникают в незаполненные ниши. Вообще, малый бизнес – это часто нишевой бизнес, действующий по известной формуле: «Найди то, что надо потребителю, создай это и расскажи об этом как можно большему количеству потребителей». Эти преимущества малого бизнеса хорошо проявились в период экономического кризиса. Например, как оказалось, многие ниши, в которых они работают, были востребованы и в это непростое время (пекарни, парикмахерские, автомастерские), они проводили более гибкую ценовую политику, легче и быстрее меняли ассортимент товаров или своё местоположение. Не случайно же глобальный экономический кризис начался с краха крупных корпораций. Как известно, банкротство того или иного предприятия малого бизнеса не влечёт за собой больших рисков, ибо освободившаяся ниша тут же заполняется другими.
* Глубокая специализация и востребованность, без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Малый бизнес обладает удивительной способностью производить востребованные товары, удовлетворять потребности в дефицитных услугах, изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика. Только небольшим фирмам, часто семейным, под силу предложить покупателю от мебели ручной работы, потрясающего дизайна посуды, эксклюзивных ювелирных изделий до определенного сорта оливок, засоленных способом, передающимся из поколения в поколение, различных видов сыра и кондитерских изделий. Это происходит, в том числе, и из-за их непосредственной связи с потребителем. И ещё, только небольшие фирмы позволят вам купить хлеб в булочной в пяти шагах от дома или быстро отремонтировать отлетевший каблук от сапога.
* Сравнительно быстро окупается, даёт возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом.
* Качество продукции и услуг. Сегодня на Западе престижно ходить в семейные рестораны и кофейни, селиться в небольших (на 40–60 мест) гостиницах. Понятно почему. Меню и винные карты их никогда не дублируют друг друга, а кофе, пирожные по вкусу лучше не придумаешь, что же касается семейных гостиниц, то им удаётся наилучшим образом сочетать комфорт с покоем и уютом.
* Большое начинается с малого. Достаточно напомнить, сколько их, сегодня всемирно известных монстров современной экономики, начиналось с малого бизнеса. Самый яркий пример – «Макдональдс», выросший из дешёвой закусочной братьев Макдональдс, позволившей клиенту перекусить, не выходя из машины. Или, например, история создания Apple, Hewlett Packard, Microsoft, Dell, Google, которая теперь звучит как сказка: «двое молодых людей в гараже…». Google, кстати, недавно приобрела тот самый гараж в Кремниевой долине, в котором началась история крупнейшей поисковой системы.